Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Курс "Основы религиозных культур и светской этики"

83

Методические рекомендации по организации выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


1. Введение

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 02.08.2009 № Пр-2009 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных организациях введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), состоящий из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Принципиальной особенностью преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной организации является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) модуля ОРКСЭ, который будет изучать их ребенок.

Согласно письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, от 30.04.2010 № 03-831 «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» «…принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие органа самоуправления образовательного учреждения.

Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей (законных представителей) о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка».

Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в ст. 87 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей (законных представителей) с образовательной программой, проведением специальных родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ может потребоваться индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями (законными представителями), особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён коллегиальным органом управления общеобразовательной организации с участием представителей родительского сообщества.

Администрации общеобразовательной организации рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями (законными представителями) свободного, добровольного, информированного выбора модуля ОРКСЭ.

2. Процедура выбора

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Решением коллегиального органа управления общеобразовательной организации или администрации должен быть назначен представитель администрации, ответственный за организацию и проведение выбора модуля ОРКСЭ (далее – Ответственный представитель администрации).

Не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний до родителей (законных представителей) обучающихся должна быть доведена Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (приложение 1).

Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через обучающихся или дистанционно. В обязательном порядке анонс о проведении родительского собрания размещается на официальном сайте общеобразовательной организации.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) обучающихся в своем классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и, по возможности, подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями (законными представителями) школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями (законными представителями) склонять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников общеобразовательной организации, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей (законных представителей) «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения ОРКСЭ надо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть возможные запросы граждан, родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей ОРКСЭ не может быть обоснован рациональными аргументами.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Следует заранее определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей (законных представителей) (приложение 1).

На родительском собрании класса присутствуют: родители (законные представители) всех обучающихся в классе; Ответственный представитель администрации; классный руководитель; педагог или педагоги, которые предполагаются в качестве учителей по модулям ОРКСЭ; представитель родительского комитета, представитель коллегиального органа управления общеобразовательной организации и др.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями (законными представителями) всех обучающихся по списку. В этом случае протоколы должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей (законных представителей) каждого класса.

Вести собрание должен Ответственный представитель администрации.

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление Ответственного представителя администрации;

2) представление родителям (законным представителям) содержания предмета. Должны быть представлены все модули ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей). В представлении конфессиональных модулей могут принимать участие официальные представители соответствующих религиозных организаций, официально зарегистрированных на территории Владимирской области (сайт Министерства юстиции Российской Федерации, http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx).

Представление по каждому модулю ОРКСЭ может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей. Следует отметить единую ценностную основу всего комплексного курса ОРКСЭ, ориентированную на культуру и традиции народов России, российскую культуру, российские гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий, национальных и культурных особенностей, достоинства личности в нашем обществе.

В представлении модулей ОРКСЭ могут использоваться только учебники по ОРКСЭ, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, ежегодно утверждаемый приказом Минобрнауки России.

3) представление учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей ОРКСЭ;

4) ответы на вопросы родителей (законных представителей), уточнения;

5) заполнение родителями (законными представителями) Личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений необходимо заготовить заранее и раздать на собрании. В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей):

-сокращенное название общеобразовательной организации,

-фамилия и инициалы директора;

- фамилия и имя ребенка, класс;

-название выбранного модуля ОРКСЭ;

-дата;

-личная подпись (подписи) с расшифровкой.

Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые не смогут по уважительным причинам присутствовать на родительском собрании. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от Ответственного представителя администрации и передать их родителям (законным представителям) заранее лично или через ребенка, пообщаться с родителями (законными представителями) в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его Ответственному представителю администрации, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости должен оказывать помощь классному руководителю в общении с родителями (законными представителями), ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций.

В случае отсутствия на собрании родителей (законных представителей) отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления.

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее – МОУО).

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный Протокол родительского собрания класса (приложение 3).

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т. п.

При отсутствии выбора одного или нескольких модулей следует указать в соответствующей строке: 0 (ноль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей (законных представителей) некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в МОУО.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей (законных представителей) в каждом классе.

После сбора всех заявлений родителей (законных представителей) оформляется Лист сводной информации (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем и председателем родительского комитета общеобразовательной организации, скрепляется печатью организации.

В установленные сроки в МОУО передаются:

1) лист сводной информации (оригинал);

2) копии протоколов родительских собраний по каждому классу.

В общеобразовательной организации по итогам каждого выбора сохраняются:

1) заявления родителей (законных представителей) с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;

2) копия листа сводной информации.

Документы для скачивания:

Приложение 1. Информация

Приложение 2. Заявление

Приложение 3. Протокол родительского собрания класса

Приложение 4. Лист свободной информации